скрыть общую навигацию по сайту

Практика 2011-1

 

27 апреля 2011 г. в рамках прохождения научно-исследовательской практики магистранты кафедр социальной философии, современных проблем философии и истории зарубежной философии приняли участие в научном семинаре «Коммуникационные технологии: мейнстрим и инновации».

Модераторы семинара:

зав. кафедрой маркетинга и рекламы проф. Д. А. Шевченко

зав. кафедрой социальной философии проф. Е. Н. Ивахненко

 

Открывая семинар, профессор Д.А.Шевченко обозначил свое видение основных его задач. Общая для всех участников цель определялась как описание инновационных феноменов коммуникационных технологий: Интернет-коммуникаций, различных социальных сетей и других. Для достижения ее потребовалось сотрудничество философов и маркетологов: первые призваны исследовать и объяснять изменение коммуникационных технологий, задача вторых - излагать преимущества и недостатки потребителям. С докладами выступили проф. Шевченко А. Д., проф. Ивахненко Е.Н., проф. Клягин С.В., асп. Лавренчук Е.А.

 

 

В дискуссии приняли участие преподаватели: проф. Абаев А.Л., проф. Капустин В.С., доц. Дымшиц М.Н., студенты факультета управления и философского факультета РГГУ, а также администраторы Интернет-сетей.

По завершении выступлений разгорелась оживленная дискуссия (даже если сделать скидку на профессиональный интерес участников, актуальность темы новых коммуникационных технологий для сегодняшнего общества очевидна). В полемике приняли участие как философы, так и специалисты в области маркетинга и рекламы (хотя, как выяснилось, некоторые из присутствующих не-философов имели, так сказать, философское прошлое).

 

 

К сожалению, несмотря на всю злободневность темы, в научном сообществе вопросы, связанные с Интернет-коммуникациями, социальными сетями, развитием коммуникации как социального феномена и подобные им обсуждаются нечасто. Весьма правдоподобное объяснение этому дал один из участников семинара: эти процессы протекают в таком направлении и таким образом, что вряд ли кто-то из исследователей способен с достаточной точностью предсказать, как поведут себя исследуемые феномены даже в ближайшем будущем.

 

 

Выступавшие на заседании семинара философы отстаивали точку зрения, что сама по себе коммуникация и субъект коэволюционируют, то есть, по сути, мы выходим за рамки субъектоцентризма и антропоцентризма, плавно перемещаясь в объектоцентричную социологию. Коммуникация непрерывно развивается, однако направления ее развития ученые могут предугадать только со значительной долей вероятности: темпы развития настолько высоки, что опережают наше знание. Ещё несколько десятилетий назад о вошедших сейчас в повседневный быт высоких технологиях – и в частности о появлении и распространении Интернета – можно было прочитать либо в секретных отчетах, либо в научно-фантастической литературе, а сейчас это стало вполне обыденной частью реальности.

С точки зрения специалистов по маркетингу и рекламе, на сегодняшний день Интернет-технологии становятся удобным средством распространения тех или иных коммерческих сведений. Имеется в виду даже не столько возможность открыть сайт компании в Интернете, на котором была бы представлена продукция и указаны способы связаться с производителем – блоги, социальные сети или форумы, которые также стали пространством быстрого распространения информации о товарах. И здесь потребитель может не только узнать цену и место продажи товара, но и получить совет, прочитать отзывы и обменяться мнениями с другими клиентами компании. Кроме того, новые технологии коммуникации выполняют и социальную роль, позволяя устанавливать социальные контакты людям, имеющим проблемы в общении.

 

 

Развитие коммуникации и коммуникационных технологий вызывает неоднозначную реакцию. Несомненно, много плюсов, которые были обозначены выше. Но в то же время, на семинаре была высказана мысль о том, что коммуникационные технологии позволяют выстраивать диалог между людьми. Это суждение не бесспорно. На наш взгляд, в современной коммуникации происходит навязывание интересов, мнений, для этого и существуют так называемые модераторы, которые контролируют процессы взаимодействия между людьми. И все же остается вопрос: способствуют ли коммуникационные технологии выстраиванию диалога, равноправному высказыванию мыслей или же они только генерируют различные виды неравенств – приоритеты мнений одних участников диалога по отношению к другим?

 

Текст и фотографии подготовлены магистрантами ФФ